Спецификация теста по русскому языку


СПЕЦИФИКАЦИЯ
независимого компьютерного тестирования по русскому языку
для учащихся 5-х классов общеобразовательных организаций
(на этапе стартового контроля)

1. Назначение тестовой работы – итоговый контроль в форме независимой диагностики качества подготовки учащихся 5-х классов по русскому языку за курс начальной школы с целью определения уровня их готовности к освоению образовательной программы основного общего образования.

Нормативно-правовой основой разработки тестовых заданий является Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г. (с изменениями и дополнениями).

2. Условия проведения тестирования

Участие школьников в Тестировании проходит в современном интерактивном формате с использованием компьютерных и Интернет технологий в режиме online. Данная форма подразумевает выполнение тестовых заданий на компьютере, подключенном к сети Интернет, непосредственно в образовательной организации или вне ее стен.

Время выполнения тестовой работы учащимися – 45 минут, включая динамические паузы, которые проводятся через каждые 15 минут работы.

3. Характеристика структуры и содержания тестовой работы

При выполнении тестовых заданий учащиеся должны продемонстрировать уровень освоения учебного предмета за курс начальной школы.

В рамках тестирования проверяется достижение учащимися планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне.

Тестовая работа состоит из 19 заданий двух уровней: базового и повышенного.

Задания на базовом уровне проверяют владение знаниями и умениями, включенными в планируемые результаты начального общего образования в рубрику «Выпускник научится». Эти задания составлены по всем разделам курса русского языка, кроме орфографии и пунктуации, поскольку уровень владения орфографическими и пунктуационными знаниями и умениями нецелесообразно проверять при помощи тестов.

Задания повышенного уровня сложности проверяют фонетико-графические знания и умения, а также знания и умения по синтаксису. Данные разделы относятся к числу наиболее сложных в программе по русскому языку. Содержание заданий предусматривает, во-первых, владение соответствующими видами разбора (фонетическим, разбором простого предложения), а также умением различать простые и сложные предложения, отнесенными к рубрике «Выпускник получит возможность научиться» в планируемых результатах начального общего образования. В задании №14 (базового уровня) и задании №19 (повышенного уровня) совпадают проверяемые умения (выполнять разбор простого предложения по членам и соотносить предложение с его схемой). Однако условия деятельности, предлагаемые учащимся, в задании №19 более сложные, чем в задании №14. Во-первых, предложение, соответствующее схеме, учащиеся должны найти в тексте, а не выбрать из трех предложений. Во вторых, синтаксическая конструкция данного предложения сложнее, чем в задании №14.

В работе используются тесты нескольких видов:

В содержании работы представлены все основные содержательные линии, указанные во ФГОС НОО: «Фонетика и графика», «Состав слова», «Части речи», «Синтаксис и пунктуация».

В таблице 1 дана характеристика структуры и содержания тестовой работы.

Таблица 1 – Характеристика структуры и содержания тестовой работы

задания

Цель задания

Уровень сложности

1

Проверка умения различать звуки и буквы. Проверка умения устанавливать количество звуков в слове

базовый

2

Проверка умения различать звуки и буквы

базовый

3

Проверка умения различать твердые и мягкие согласные звуки

базовый

4

Проверка умения различать звонкие и глухие согласные звуки

базовый

5

Проверка знания последовательности букв в русском алфавите

базовый

6

Проверка умения различать изменяемые и неизменяемые слова.

Проверка умения находить окончание в слове

базовый

7

Проверка умения различать формы слова и однокоренные слова

базовый

8

Проверка умения находить в словах корень, суффикс и окончание

базовый

9

Проверка умения различать изученные части речи

базовый

10

Проверка умения определять грамматические признаки имени существительного (род, тип склонения)

базовый

11

Проверка умения определять грамматические признаки имени существительного (падеж)

базовый

12

Проверка умения определять грамматические признаки глагола

базовый

13

Проверка умения классифицировать предложения по цели высказывания и интонации (эмоциональной окраске)

базовый

14

Проверка умения выполнять разбор простого предложения по членам.

Проверка умения соотносить предложение с его схемой

базовый

15

Проверка умения отличать однородные подлежащие от однородных второстепенных членов

базовый

16

Проверка умения различать предложения с однородными членами по совокупности признаков

базовый

17

Проверка умения различать звуки по совокупности признаков

повышенный

18

Проверка умения различать простые и сложные предложения

повышенный

19

Проверка умения выполнять разбор простого предложения по членам.

Проверка умения соотносить предложение с его схемой

повышенный

4. Оценивание тестовой работы

Ответы на тестовые задания проверяются специальной автоматизированной системой, поэтому исключен фактор субъективизма в оценке. За каждое выполненное задание участнику тестирования начисляется определенное количество баллов.

В таблице 2 приведено распределение баллов за выполнение тестовых заданий.

Таблица 2 — Распределение баллов за выполнение тестовых заданий

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Максимальная оценка (баллы)

12

2

6

6

2

8

6

5

6

4

6

12

2

3

2

3

6

2

7

Баллы за выполнение учеником всех тестовых заданий суммируются. Максимально возможное количество баллов за работу – 100.

Уровень достижения учащимися планируемых результатов обучения определяется в соответствии со шкалой интервалов, приведенной в таблице 3.

Таблица 3 – Уровни достижения учащимися планируемых результатов обучения (русский язык)

Количество баллов

Уровень достижения

планируемых результатов

0 – 49

низкий

50 – 54

ниже среднего

55 – 74

средний

75 – 90

выше среднего

91 – 100

высокий

Яндекс.Метрика
2015-2021 © Центр «ЭффектТест»