«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ: теория и практика эффективного администрирования»
техническая поддержка проекта: 8(981) 903-79-10
режим работы: пн-пт, 9:00-18:00 по МСК.
Спецификация теста по русскому языку
СПЕЦИФИКАЦИЯ
независимого компьютерного тестирования по русскому языку
для учащихся 4-х классов общеобразовательных организаций
1. Назначение тестовой работы – итоговый контроль в форме независимой диагностики качества подготовки учащихся 4-х классов по русскому языку за курс начальной школы с целью определения уровня их готовности к освоению образовательной программы основного общего образования.
Нормативно-правовой основой разработки тестовых заданий является Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г. (с изменениями и дополнениями).
2. Условия проведения тестирования
Участие школьников в Тестировании проходит в современном интерактивном формате с использованием компьютерных и Интернет технологий в режиме online. Данная форма подразумевает выполнение тестовых заданий на компьютере, подключенном к сети Интернет, непосредственно в образовательной организации или вне ее стен.
Время выполнения тестовой работы учащимися – 45 минут, включая динамические паузы, которые проводятся через каждые 15 минут работы.
3. Характеристика структуры и содержания тестовой работы
При выполнении тестовых заданий учащиеся должны продемонстрировать уровень освоения учебного предмета за курс начальной школы.
В рамках тестирования проверяется достижение учащимися планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне.
Тестовая работа состоит из 19 заданий двух уровней: базового и повышенного.
Задания на базовом уровне проверяют владение знаниями и умениями, включенными в планируемые результаты начального общего образования в рубрику «Выпускник научится». Эти задания составлены по всем разделам курса русского языка, кроме орфографии и пунктуации, поскольку уровень владения орфографическими и пунктуационными знаниями и умениями нецелесообразно проверять при помощи тестов.
Задания повышенного уровня сложности проверяют фонетико-графические знания и умения, а также знания и умения по синтаксису. Данные разделы относятся к числу наиболее сложных в программе по русскому языку. Содержание заданий предусматривает, во-первых, владение соответствующими видами разбора (фонетическим, разбором простого предложения), а также умением различать простые и сложные предложения, отнесенными к рубрике «Выпускник получит возможность научиться» в планируемых результатах начального общего образования. В задании №14 (базового уровня) и задании №19 (повышенного уровня) совпадают проверяемые умения (выполнять разбор простого предложения по членам и соотносить предложение с его схемой). Однако условия деятельности, предлагаемые учащимся, в задании №19 более сложные, чем в задании №14. Во-первых, предложение, соответствующее схеме, учащиеся должны найти в тексте, а не выбрать из трех предложений. Во вторых, синтаксическая конструкция данного предложения сложнее, чем в задании №14.
В работе используются тесты нескольких видов:
-
выбор ответа из нескольких предложенных;
-
упорядочивание;
-
распределение по областям;
-
вписывание пропущенной буквы.
В содержании работы представлены все основные содержательные линии, указанные во ФГОС НОО: «Фонетика и графика», «Состав слова», «Части речи», «Синтаксис и пунктуация».
В таблице 1 дана характеристика структуры и содержания тестовой работы.
Таблица 1 – Характеристика структуры и содержания тестовой работы
№ задания |
Цель задания |
Уровень сложности |
1 |
Проверка умения различать звуки и буквы. Проверка умения устанавливать количество звуков в слове |
базовый |
2 |
Проверка умения различать звуки и буквы |
базовый |
3 |
Проверка умения различать твердые и мягкие согласные звуки |
базовый |
4 |
Проверка умения различать звонкие и глухие согласные звуки |
базовый |
5 |
Проверка знания последовательности букв в русском алфавите |
базовый |
6 |
Проверка умения различать изменяемые и неизменяемые слова. Проверка умения находить окончание в слове |
базовый |
7 |
Проверка умения различать формы слова и однокоренные слова |
базовый |
8 |
Проверка умения находить в словах корень, суффикс и окончание |
базовый |
9 |
Проверка умения различать изученные части речи |
базовый |
10 |
Проверка умения определять грамматические признаки имени существительного (род, тип склонения) |
базовый |
11 |
Проверка умения определять грамматические признаки имени существительного (падеж) |
базовый |
12 |
Проверка умения определять грамматические признаки глагола |
базовый |
13 |
Проверка умения классифицировать предложения по цели высказывания и интонации (эмоциональной окраске) |
базовый |
14 |
Проверка умения выполнять разбор простого предложения по членам. Проверка умения соотносить предложение с его схемой |
базовый |
15 |
Проверка умения отличать однородные подлежащие от однородных второстепенных членов |
базовый |
16 |
Проверка умения различать предложения с однородными членами по совокупности признаков |
базовый |
17 |
Проверка умения различать звуки по совокупности признаков |
повышенный |
18 |
Проверка умения различать простые и сложные предложения |
повышенный |
19 |
Проверка умения выполнять разбор простого предложения по членам. Проверка умения соотносить предложение с его схемой |
повышенный |
4. Оценивание тестовой работы
Ответы на тестовые задания проверяются специальной автоматизированной системой, поэтому исключен фактор субъективизма в оценке. За каждое выполненное задание участнику тестирования начисляется определенное количество баллов.
В таблице 2 приведено распределение баллов за выполнение тестовых заданий.
Таблица 2 — Распределение баллов за выполнение тестовых заданий
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
Максимальная оценка (баллы) |
12 |
2 |
6 |
6 |
2 |
8 |
6 |
5 |
6 |
4 |
6 |
12 |
2 |
3 |
2 |
3 |
6 |
2 |
7 |
Баллы за выполнение учеником всех тестовых заданий суммируются. Максимально возможное количество баллов за работу – 100.
Уровень достижения учащимися планируемых результатов обучения определяется в соответствии со шкалой интервалов, приведенной в таблице 3.
Таблица 3 – Уровни достижения учащимися планируемых результатов обучения (русский язык)
Количество баллов |
Уровень достижения планируемых результатов |
0 – 49 |
низкий |
50 – 54 |
ниже среднего |
55 – 74 |
средний |
75 – 90 |
выше среднего |
91 – 100 |
высокий |